Loading...
Услуги
Проекты
Медиа-хабО компанииВакансииКонтактыНаш стек

Разработка интерфейса программы: как сделать его удобным и понятным

8 декабря 2025

6 минут на прочтение


Корпоративные программы — CRM, сервис-дески, внутренние порталы, аналитические панели, системы контроля качества — часто служат ядром операционной работы компаний. 

Именно через интерфейс сотрудники выполняют большинство ежедневных задач, поэтому от того, насколько качественно выполнен интерфейс, напрямую зависит работа и даже экономика бизнеса. 

В этой статье мы разберём то, что нужно знать про разработку интерфейса корпоративной программы.

В чем особенность разработки корпоративных систем

Корпоративные системы сильно отличаются от потребительских приложений. Здесь редко важна визуальная красота, потому что пользователь корпоративной программы — это сотрудник, который проводит в системе 8 часов в день. Ему важно быстро и безошибочно выполнить задачу, а не разово зайти и купить товар. 

интерфейс программы

Ниже — ключевые особенности, которые определяют подход к проектированию UX и формированию удобного интерфейса корпоративной программы.

1. Высокая плотность данных

В корпоративных приложениях нужно показывать много информации на одном экране, потому что сотрудники работают с большим количеством связанных данных одновременно. 

Отсюда важные требования:

  • продуманная иерархия;
  • работа с таблицами и сложными фильтрами;
  • компактные компоненты;
  • ясные правила выравнивания и группировки.

2. Сложные, разветвлённые сценарии 

Корпоративные программы обслуживают реальные бизнес-процессы, которые содержат зависимости, несколько ролей пользователей, ветвления и исключения. 

К тому же, каждой роли нужны свои данные и свои действия. Поэтому самое главное — продуманная логика пользовательских сценариев, а не отдельные экраны.

Интерфейс должен учитывать:

  • ограничения доступа,
  • разные наборы инструментов,
  • персонализированные панели и списки.

3. Требования и цена ошибки 

Сотрудники выполняют десятки или сотни одинаковых операций подряд. Одно неверное действие может привести к отменённым заказам или ошибкам в документах.

Поэтому дизайн системы должен:

  • быть предсказуемым, логичным и повторяемым;
  • ускорять рутину за счет минимизации кликов и ненужных подтверждений, автозаполнения (и даже с помощью голосового заполнения протоколов, шаблонов и других документов);
  • помогать и направлять пользователя через подсказки, фильтры, статусы и другие элементы;
  • поддерживать контроль данных.

4. Многосистемность, интеграции и масштабируемость

Корпоративные приложения почти никогда не работают в изоляции. Интерфейс становится внешним слоем над целой экосистемой сервисов: CRM, ERP, телефонией, документооборотом, BI-панелями, внутренними API и модулями. 

То есть каждая операция пользователя фактически является цепочкой запросов в разные системы, которые обновляют данные с разной скоростью и по разным правилам.

Поэтому интерфейс должен отражать текущие статусы, сообщать о синхронизации данных и не вводить пользователя в заблуждение. Если обновления происходят асинхронно, интерфейс обязан прозрачно отражать этот процесс.

К тому же, корпоративные программы живут годами и без заранее продуманной архитектуры интерфейс становится всё сложнее поддерживать.

Поэтому технически устойчивый он должен быть:

  • модульным, чтобы легко подключать новые разделы;
  • унифицированным, чтобы любые изменения происходили по единым правилам;
  • компонентным, чтобы повторно использовать элементы и снижать стоимость развития;
  • основанным на дизайн-системе, чтобы сохранять целостность продукта;
  • готовым к росту, независимо от количества данных, пользователей и интеграций.

Что нужно знать перед началом проектирования 

Перед тем как приступить к разработке интерфейса корпоративной программы, важно понимать процессы, пользователей и ограничения. Если пропустить подготовительный этап, то дизайн не будет соответствовать бизнес-процессу — а значит, будет бесполезным.

Что нужно знать до начала работ:

  1. Как устроен бизнес-процесс и как именно сотрудник выполняет задачу;
  2. Кто будет пользователем системы, чтобы понимать их роли, цели и уровень подготовки;
  3. Какие сценарии являются ключевыми и повторяются наиболее часто;
  4. Какие данные нужны пользователю на каждом шаге и откуда они поступают;
  5. Какие технические ограничения есть у системы и интеграций;
  6. Какие корпоративные стандарты, дизайн-система и правила безопасности уже существуют;
  7. Какие метрики будут определять функциональность дизайна.

Все эти элементы формируют основу, на которой строится будущий интерфейс программы, обеспечивая его функциональность и удобство пользователя. 

Без понимания процессов невозможно определить правильную логику действий; без знания пользователей — подобрать подходящие паттерны и уровень сложности; без анализа данных и технических ограничений — обеспечить корректную работу системы; без стандартов — сохранить единообразие и безопасность.

Это базовый аналитический этап. В своей работе мы в Aiston уделяем ему особое внимание. От качества подготовки зависит, насколько проектирование UX позволит создать интерфейс, который действительно отражает рабочие процессы и обеспечивает удобство пользователя.

Идеальная ситуация — когда у компании уже есть формализованные процессы, и IT-подрядчик может быстро погрузиться в предметную область и перейти к проектированию. 

Но чаще всего процессы описаны частично или существуют только «в головах» сотрудников. В таких случаях проводят интервью с ключевыми пользователями, используют аналитические фреймворки, чтобы структурировать информацию и получить целостную картину. 

5 принципов проектирования интерфейсов для B2B

Если особенности корпоративных систем объясняют, почему интерфейс должен быть таким, то принципы — это как проектировать, чтобы система была удобной, гибкой и устойчивой.

1. Проектировать вокруг реального сценария. 

В B2B сначала проектируется поток работы (user flow), потом — структура данных, и только затем — экраны. Такой подход применяется, потому что корпоративные задачи — это цепочки действий, где каждое решение зависит от контекста.

проектирование UX

В качестве примера будем использовать кейс проектирования интерфейса системы речевой аналитики для контакт-центра компании «Ленремонт». В проекте мы выстраивали логику вокруг основного рабочего процесса сотрудника отдела контроля качества: от поиска проблемного звонка до анализа и перехода в связанную заявку.

2. Ясность важнее минимализма. 

Если в B2C может работать минималистичный подход, то в B2B удаление кнопок, скрытие информации и жёсткий минимализм создают неопределённость.

Сотрудник должен понимать:

  • что он делает,
  • что изменилось,
  • что произойдёт дальше,
  • можно ли отменить действие.

В разработке дизайна корпоративных систем эта ясность важнее минимализма и напрямую влияет на удобство пользователя.

проектирование UX системы

В системе автоматизации контроля качества мы не убирали важные данные «вглубь». Специалист видит весь поток звонков в одном реестре и может быстро сузить выбор с помощью фильтра по «проблемным» диалогам. Далее он открывает карточку нужного звонка, где в одном окне собраны аудио, транскрипт, оценка и критерии качества. Если требуется уточнить детали, сотрудник сразу переходит в связанную заявку.

3. Состояния важнее самих компонентов. 

Состояние — это то, что происходит с данными и интерфейсом в конкретный момент времени. В корпоративных системах гораздо важнее продумать:

  • состояние загрузки,
  • состояние ошибки,
  • пустые состояния,
  • конфликтные статусы,
  • несинхронизированные данные.

Если интерфейс программы не показывает актуальное состояние, сотрудник начинает гадать — это снижает удобство пользователя, скорость работы и увеличивает риск ошибок.

проектирование интерфейса программы

Например, в системе мы отразили статусы «Завершен» / «В работе» у звонков, статусы заявок («К исполнению», «Диагностика», «Отказ», «Мастер выполнил», «Ждёт детали» и др.). По состояниям строки сотрудник сразу понимает, на каком этапе находится диалог и заявка.

4. Доступность и читаемость — не декоративные вещи, а функциональные.

В корпоративных интерфейсах сотрудники проводят много времени подряд и работают в высоком темпе. Это приводит к повышенной зрительной нагрузке и усталости. Поэтому важно обеспечить:

  • контраст,
  • читаемость,
  • расстояние между кликабельными зонами.

Фактически, качественная типографика и грамотное визуальное оформление — это такой же инструмент повышения производительности, как оптимизация сценариев или автоматизация рутинных действий.

разработка интерфейса программы

В интерфейсе мы использовали ровные таблицы с выровненными колонками, читаемые шрифты, заметный, но не агрессивный контраст и аккуратные бейджи статусов. Это позволяет быстро считывать информацию, не «расползаясь» по экрану.

5. Интерфейс должен уменьшать вариативность.

Если сотрудник может выполнить действие 7 разными способами — он будет ошибаться. В корпоративных системах важно не давать пользователю максимальную свободу, а наоборот — формировать чёткий, однозначный путь выполнения задачи.

Уменьшение вариативности — это не ограничение возможностей, а ключевой принцип проектирования UX, который поддерживает единообразие процессов и улучшает удобство пользователя.

дизайн интерфейса программы

В системе речевой аналитики оценка звонка делается всегда одинаково: из списка — в карточку диалога, в которой и прослушивание, и чтение транскрипта, и критерии, и переход в связанную заявку. Нет параллельных способов «как-то иначе оформить результат», что снижает число ошибок.

Эти пять принципов — фундамент, который помогает сделать корпоративный интерфейс понятным, надёжным и удобным для ежедневной работы. Но на практике их дополняют и другие подходы, которые становятся актуальны в зависимости от масштаба продукта и бизнес-процессов компании.

Методы оценки удобства интерфейса

удобство пользователя

Проектирование интерфейса — это только половина работы. Чтобы убедиться, что система действительно удобна для сотрудников, необходимо проверять интерфейс на практике. В корпоративных продуктах оценка удобства особенно важна. Часто после разработки сотрудники просто не используют систему, потому что тестирование дизайна не было проведено. 

Ниже — ключевые методы, которые позволяют объективно оценить качество UX в B2B-среде.

1. Наблюдение за реальной работой (field study). Самый ценный метод — смотреть, как сотрудники выполняют задачи в рабочей среде: какие экраны открывают, где теряются, что делают вручную, какие обходные пути используют. 

Это помогает увидеть реальные проблемы, которые не появляются на макетах или демо, но требует времени и доступа к живой операционке, что не всегда возможно.

2. Тестирование сценариев на прототипе (usability testing). Пользователю дают конкретную задачу (“создать заявку”, “проверить статус”, “внести документ”) и наблюдают, как он её выполняет. 

Здесь важно понимать, что пользователь может вести себя иначе на реальной работе, чем в тестовой среде.

3. Когнитивное прохождение (cognitive walkthrough). Метод, при котором команда изучает каждый шаг сценария глазами новичка:

Поймёт ли он, куда нажать? Будет ли очевидна следующая операция? Ясно ли, что произошло после действия?

Но такая оценка всё равно субъективна и может не совпадать с поведением реальных пользователей.

4. Анализ рабочих метрик. При разработке приложений и корпоративных программ всегда полезно измерять:

  • время выполнения операции;
  • количество ошибок или откатов;
  • число переходов между экранами;
  • количество ручных действий;
  • объём обращений в поддержку по конкретному модулю.

Если после внедрения интерфейса метрики улучшаются — значит проектирование UX было успешным и повысило удобство пользователя.

5. Оценка с помощью экспертных правил (heuristic evaluation). UX-специалисты или аналитики проверяют интерфейс по списку принципов: предсказуемость, видимость состояния системы, консистентность, предотвращение ошибок. Это быстрый способ выявить системные проблемы до тестирования на пользователях. 

6. Сбор обратной связи от сотрудников. Сотрудники — главные эксперты. Их комментарии позволяют увидеть привычки, ожидания и точки боли, которые трудно обнаружить аналитическими методами. Важно спрашивать регулярно, а не только в момент релиза.

В итоге: что делает интерфейс программы удобным и понятным

Чтобы сделать интерфейс программы действительно удобным и понятным, нужно учитывать специфику B2B-систем, особенности процессов и принципы грамотного проектирования UX.

В итоге важно:

  1. понимать особенности корпоративных систем;
  2. разобраться в реальном процессе работы;
  3. проектировать с опорой на принципы проектирования и потребности пользователей; 
  4. проверять всё на реальных сотрудниках, а не только на макетах.

И — самое главное — выбирать подрядчика, который умеет работать с корпоративными процессами. Качественный интерфейс — это результат глубокого анализа, тесной работы с пользователями и технически грамотной реализации. 

Частые вопросы

Собрали ответы на популярные вопросы, чтобы сэкономить ваше время.

Что такое проектирование UX в корпоративных системах?

Проектирование UX в корпоративных системах — это создание интерфейса, который помогает сотрудникам выполнять рабочие задачи. В отличие от B2C дизайн здесь ориентирован на эффективность, а не на эстетику.

Чем интерфейс корпоративной программы отличается от обычного приложения?

Какие принципы важны при проектировании интерфейсов программ?

Что влияет на удобство пользователя в корпоративных системах?

Что нужно изучить перед проектированием корпоративного интерфейса?

Как выбрать подрядчика для разработки интерфейса программы?

Читайте также

Тестирование UI/UX, или как улучшить интерфейс и опыт пользователя

Сегодня пользователи не оценивают архитектуру приложения или сложность технологий — они ждут, что интерфейс будет простым, понятным и логичным. Если кнопки, меню или навигация вызывают затруднения, они уходят.

Читать на сайте
Читать на сайте

5 минут на прочтение

На старте многие компании не задумываются, что разница между UX и UI — это про разные подходы к созданию продукта, которые влияют на восприятие, логику использования и, в итоге, бизнес-результат.

Термины объединяет одна сфера — они звучат похоже и часто идут в связке. Но в основе у них — разные цели, задачи и методы работы с пользователем.

Когда вы открываете сайт или веб-приложение с телефона, то он выглядит иначе, чем на ноутбуке. Это происходит за счет продуманного дизайна. Чтобы сайт выглядел хорошо и работал удобно на любых устройствах – от маленьких смартфонов до больших мониторов, – используются специальные подходы к вёрстке. 

Сенсорные экраны стали стандартом во многих сферах: от смартфонов и планшетов до POS-терминалов, киосков и мультимедийных панелей. Этот формат требует от дизайнеров и разработчиков учитывать особенности взаимодействия человека с интерфейсом на всех этапах проектирования. 

Темный режим — это особая цветовая тема интерфейса, где основой служат приглушенные и темные оттенки. Такой режим разработан для удобства работы с устройством в условиях низкой освещённости. 

Читать на сайте
Читать на сайте

4 минуты на прочтение

Санкт-Петербург,
Гороховая ул., 16/71

Москва,
ул. Обручева, 23, корп. 3

Карта сайта

© 2025 IT-компания Aiston

ООО "ЭЙСТОН"
ИНН 9725191158
ОГРН 1257700375690
contact@aiston.ru

Навигация

О компанииМедиа-хабВакансииКонтактыНаш стек

Навигация

УслугиПроектыМедиа-хаб
Презентация PDF
pr@aiston.ru

Услуги

Проектирование и UX/UI дизайнWeb- и mobile-разработкаАвтоматизацияIT-инфраструктураИнформационная безопасностьЦифровая трансформацияРечевая аналитикаАутстафф разработчиков и devOpsГотовые решения