Корпоративные программы — CRM, сервис-дески, внутренние порталы, аналитические панели, системы контроля качества — часто служат ядром операционной работы компаний.
Именно через интерфейс сотрудники выполняют большинство ежедневных задач, поэтому от того, насколько качественно выполнен интерфейс, напрямую зависит работа и даже экономика бизнеса.
В этой статье мы разберём то, что нужно знать про разработку интерфейса корпоративной программы.
В чем особенность разработки корпоративных систем
Корпоративные системы сильно отличаются от потребительских приложений. Здесь редко важна визуальная красота, потому что пользователь корпоративной программы — это сотрудник, который проводит в системе 8 часов в день. Ему важно быстро и безошибочно выполнить задачу, а не разово зайти и купить товар.

Ниже — ключевые особенности, которые определяют подход к проектированию UX и формированию удобного интерфейса корпоративной программы.
1. Высокая плотность данных
В корпоративных приложениях нужно показывать много информации на одном экране, потому что сотрудники работают с большим количеством связанных данных одновременно.
Отсюда важные требования:
- продуманная иерархия;
- работа с таблицами и сложными фильтрами;
- компактные компоненты;
- ясные правила выравнивания и группировки.
2. Сложные, разветвлённые сценарии
Корпоративные программы обслуживают реальные бизнес-процессы, которые содержат зависимости, несколько ролей пользователей, ветвления и исключения.
К тому же, каждой роли нужны свои данные и свои действия. Поэтому самое главное — продуманная логика пользовательских сценариев, а не отдельные экраны.
Интерфейс должен учитывать:
- ограничения доступа,
- разные наборы инструментов,
- персонализированные панели и списки.
3. Требования и цена ошибки
Сотрудники выполняют десятки или сотни одинаковых операций подряд. Одно неверное действие может привести к отменённым заказам или ошибкам в документах.
Поэтому дизайн системы должен:
- быть предсказуемым, логичным и повторяемым;
- ускорять рутину за счет минимизации кликов и ненужных подтверждений, автозаполнения (и даже с помощью голосового заполнения протоколов, шаблонов и других документов);
- помогать и направлять пользователя через подсказки, фильтры, статусы и другие элементы;
- поддерживать контроль данных.
4. Многосистемность, интеграции и масштабируемость
Корпоративные приложения почти никогда не работают в изоляции. Интерфейс становится внешним слоем над целой экосистемой сервисов: CRM, ERP, телефонией, документооборотом, BI-панелями, внутренними API и модулями.
То есть каждая операция пользователя фактически является цепочкой запросов в разные системы, которые обновляют данные с разной скоростью и по разным правилам.
Поэтому интерфейс должен отражать текущие статусы, сообщать о синхронизации данных и не вводить пользователя в заблуждение. Если обновления происходят асинхронно, интерфейс обязан прозрачно отражать этот процесс.
К тому же, корпоративные программы живут годами и без заранее продуманной архитектуры интерфейс становится всё сложнее поддерживать.
Поэтому технически устойчивый он должен быть:
- модульным, чтобы легко подключать новые разделы;
- унифицированным, чтобы любые изменения происходили по единым правилам;
- компонентным, чтобы повторно использовать элементы и снижать стоимость развития;
- основанным на дизайн-системе, чтобы сохранять целостность продукта;
- готовым к росту, независимо от количества данных, пользователей и интеграций.
Что нужно знать перед началом проектирования
Перед тем как приступить к разработке интерфейса корпоративной программы, важно понимать процессы, пользователей и ограничения. Если пропустить подготовительный этап, то дизайн не будет соответствовать бизнес-процессу — а значит, будет бесполезным.
Что нужно знать до начала работ:
- Как устроен бизнес-процесс и как именно сотрудник выполняет задачу;
- Кто будет пользователем системы, чтобы понимать их роли, цели и уровень подготовки;
- Какие сценарии являются ключевыми и повторяются наиболее часто;
- Какие данные нужны пользователю на каждом шаге и откуда они поступают;
- Какие технические ограничения есть у системы и интеграций;
- Какие корпоративные стандарты, дизайн-система и правила безопасности уже существуют;
- Какие метрики будут определять функциональность дизайна.
Все эти элементы формируют основу, на которой строится будущий интерфейс программы, обеспечивая его функциональность и удобство пользователя.
Без понимания процессов невозможно определить правильную логику действий; без знания пользователей — подобрать подходящие паттерны и уровень сложности; без анализа данных и технических ограничений — обеспечить корректную работу системы; без стандартов — сохранить единообразие и безопасность.
Это базовый аналитический этап. В своей работе мы в Aiston уделяем ему особое внимание. От качества подготовки зависит, насколько проектирование UX позволит создать интерфейс, который действительно отражает рабочие процессы и обеспечивает удобство пользователя.
Идеальная ситуация — когда у компании уже есть формализованные процессы, и IT-подрядчик может быстро погрузиться в предметную область и перейти к проектированию.
Но чаще всего процессы описаны частично или существуют только «в головах» сотрудников. В таких случаях проводят интервью с ключевыми пользователями, используют аналитические фреймворки, чтобы структурировать информацию и получить целостную картину.
5 принципов проектирования интерфейсов для B2B
Если особенности корпоративных систем объясняют, почему интерфейс должен быть таким, то принципы — это как проектировать, чтобы система была удобной, гибкой и устойчивой.
1. Проектировать вокруг реального сценария.
В B2B сначала проектируется поток работы (user flow), потом — структура данных, и только затем — экраны. Такой подход применяется, потому что корпоративные задачи — это цепочки действий, где каждое решение зависит от контекста.

В качестве примера будем использовать кейс проектирования интерфейса системы речевой аналитики для контакт-центра компании «Ленремонт». В проекте мы выстраивали логику вокруг основного рабочего процесса сотрудника отдела контроля качества: от поиска проблемного звонка до анализа и перехода в связанную заявку.
2. Ясность важнее минимализма.
Если в B2C может работать минималистичный подход, то в B2B удаление кнопок, скрытие информации и жёсткий минимализм создают неопределённость.
Сотрудник должен понимать:
- что он делает,
- что изменилось,
- что произойдёт дальше,
- можно ли отменить действие.
В разработке дизайна корпоративных систем эта ясность важнее минимализма и напрямую влияет на удобство пользователя.

В системе автоматизации контроля качества мы не убирали важные данные «вглубь». Специалист видит весь поток звонков в одном реестре и может быстро сузить выбор с помощью фильтра по «проблемным» диалогам. Далее он открывает карточку нужного звонка, где в одном окне собраны аудио, транскрипт, оценка и критерии качества. Если требуется уточнить детали, сотрудник сразу переходит в связанную заявку.
3. Состояния важнее самих компонентов.
Состояние — это то, что происходит с данными и интерфейсом в конкретный момент времени. В корпоративных системах гораздо важнее продумать:
- состояние загрузки,
- состояние ошибки,
- пустые состояния,
- конфликтные статусы,
- несинхронизированные данные.
Если интерфейс программы не показывает актуальное состояние, сотрудник начинает гадать — это снижает удобство пользователя, скорость работы и увеличивает риск ошибок.

Например, в системе мы отразили статусы «Завершен» / «В работе» у звонков, статусы заявок («К исполнению», «Диагностика», «Отказ», «Мастер выполнил», «Ждёт детали» и др.). По состояниям строки сотрудник сразу понимает, на каком этапе находится диалог и заявка.
4. Доступность и читаемость — не декоративные вещи, а функциональные.
В корпоративных интерфейсах сотрудники проводят много времени подряд и работают в высоком темпе. Это приводит к повышенной зрительной нагрузке и усталости. Поэтому важно обеспечить:
- контраст,
- читаемость,
- расстояние между кликабельными зонами.
Фактически, качественная типографика и грамотное визуальное оформление — это такой же инструмент повышения производительности, как оптимизация сценариев или автоматизация рутинных действий.

В интерфейсе мы использовали ровные таблицы с выровненными колонками, читаемые шрифты, заметный, но не агрессивный контраст и аккуратные бейджи статусов. Это позволяет быстро считывать информацию, не «расползаясь» по экрану.
5. Интерфейс должен уменьшать вариативность.
Если сотрудник может выполнить действие 7 разными способами — он будет ошибаться. В корпоративных системах важно не давать пользователю максимальную свободу, а наоборот — формировать чёткий, однозначный путь выполнения задачи.
Уменьшение вариативности — это не ограничение возможностей, а ключевой принцип проектирования UX, который поддерживает единообразие процессов и улучшает удобство пользователя.

В системе речевой аналитики оценка звонка делается всегда одинаково: из списка — в карточку диалога, в которой и прослушивание, и чтение транскрипта, и критерии, и переход в связанную заявку. Нет параллельных способов «как-то иначе оформить результат», что снижает число ошибок.
Эти пять принципов — фундамент, который помогает сделать корпоративный интерфейс понятным, надёжным и удобным для ежедневной работы. Но на практике их дополняют и другие подходы, которые становятся актуальны в зависимости от масштаба продукта и бизнес-процессов компании.
Методы оценки удобства интерфейса

Проектирование интерфейса — это только половина работы. Чтобы убедиться, что система действительно удобна для сотрудников, необходимо проверять интерфейс на практике. В корпоративных продуктах оценка удобства особенно важна. Часто после разработки сотрудники просто не используют систему, потому что тестирование дизайна не было проведено.
Ниже — ключевые методы, которые позволяют объективно оценить качество UX в B2B-среде.
1. Наблюдение за реальной работой (field study). Самый ценный метод — смотреть, как сотрудники выполняют задачи в рабочей среде: какие экраны открывают, где теряются, что делают вручную, какие обходные пути используют.
Это помогает увидеть реальные проблемы, которые не появляются на макетах или демо, но требует времени и доступа к живой операционке, что не всегда возможно.
2. Тестирование сценариев на прототипе (usability testing). Пользователю дают конкретную задачу (“создать заявку”, “проверить статус”, “внести документ”) и наблюдают, как он её выполняет.
Здесь важно понимать, что пользователь может вести себя иначе на реальной работе, чем в тестовой среде.
3. Когнитивное прохождение (cognitive walkthrough). Метод, при котором команда изучает каждый шаг сценария глазами новичка:
Поймёт ли он, куда нажать? Будет ли очевидна следующая операция? Ясно ли, что произошло после действия?
Но такая оценка всё равно субъективна и может не совпадать с поведением реальных пользователей.
4. Анализ рабочих метрик. При разработке приложений и корпоративных программ всегда полезно измерять:
- время выполнения операции;
- количество ошибок или откатов;
- число переходов между экранами;
- количество ручных действий;
- объём обращений в поддержку по конкретному модулю.
Если после внедрения интерфейса метрики улучшаются — значит проектирование UX было успешным и повысило удобство пользователя.
5. Оценка с помощью экспертных правил (heuristic evaluation). UX-специалисты или аналитики проверяют интерфейс по списку принципов: предсказуемость, видимость состояния системы, консистентность, предотвращение ошибок. Это быстрый способ выявить системные проблемы до тестирования на пользователях.
6. Сбор обратной связи от сотрудников. Сотрудники — главные эксперты. Их комментарии позволяют увидеть привычки, ожидания и точки боли, которые трудно обнаружить аналитическими методами. Важно спрашивать регулярно, а не только в момент релиза.
В итоге: что делает интерфейс программы удобным и понятным
Чтобы сделать интерфейс программы действительно удобным и понятным, нужно учитывать специфику B2B-систем, особенности процессов и принципы грамотного проектирования UX.
В итоге важно:
- понимать особенности корпоративных систем;
- разобраться в реальном процессе работы;
- проектировать с опорой на принципы проектирования и потребности пользователей;
- проверять всё на реальных сотрудниках, а не только на макетах.
И — самое главное — выбирать подрядчика, который умеет работать с корпоративными процессами. Качественный интерфейс — это результат глубокого анализа, тесной работы с пользователями и технически грамотной реализации.