Чтобы создать успешное мобильное приложение, важно грамотно пройти все этапы — от анализа рынка до релиза и последующего сопровождения. Ошибка в приоритетах или пропущенный шаг могут стоить очень дорого.
В статье разбираем основные этапы разработки мобильных и веб- приложений, а также ключевые шаги, которые помогут успешно вывести продукт на рынок.
Аналитика
Первый этап — продумать, зачем вообще нужно приложение и кому оно будет полезно. Без этого не получится спроектировать полезный функционал и выстроить внятную логику разработки.
Что делаем на старте:
- Анализируем целевую аудиторию. Кто будет пользоваться продуктом, какие у них задачи, боли и ожидания.
- Формулируем цели. Зачем бизнесу приложение: повысить конверсию, упростить процесс покупки, сократить нагрузку на поддержку. KPI фиксируем сразу.
- Изучаем конкурентов. Смотрим, какие решения уже есть на рынке, чем мы будем лучше.
- Формируем УТП. Определяем, чем наше приложение будет отличаться и зачем пользователю выбирать его.
- Фиксируем гипотезы. Какие функции нужны, какие сценарии будут востребованы — и как всё это проверить.
В Aiston при разработке мобильных и веб- приложений мы уделяем этапу аналитики особое внимание. Именно описание бизнес-процессов, целей и пользовательских сценариев становится фундаментом для архитектурных решений и выбора технологий.
На выходе получаем MVP. MVP – минимально рабочий продукт, с которым уже можно тестировать гипотезы и собирать обратную связь. Средние сроки: от 100 часов (около месяца работы продуктовой команды).
Спецификация и вайрфреймы
Когда цели и гипотезы зафиксированы, переходим к конкретике — описываем, что именно будет делать приложение и как оно будет выглядеть.
Что входит в этот этап:
- Спецификация – четкий перечень функций, сценариев, стека, интерфейсов и ограничений. Это основа для работы дизайнеров, разработчиков и тестировщиков.
- Вайрфреймы – первичные схемы экранов: без графики, но с логикой. Как пользователь попадает в нужный раздел, какие кнопки видит, что происходит при клике — всё это проектируется заранее.
Зачем это нужно:
- Исключаем разночтения между командой, заказчиком и пользователем.
- Фиксируем масштаб задач, чтобы точно оценить объем работ.
- Снижаем риск переработок — и по срокам, и по бюджету.
Примерные сроки: от 100 часов.
Оценка и планирование
Когда понятна структура приложения, оцениваем, во что выльется проект — по времени, деньгам и людям.
Что считаем:
- Объём задач. Разбиваем проект на конкретные блоки — от бэкенда до интерфейсов.
- Нагрузка на команду. Определяем, кто и сколько будет работать: дизайнер, фронт, бэкенд, аналитик и т.д.
- Бюджет. Считаем по ролям и срокам, добавляем запас на непредвиденные задачи.
- Риски. Фиксируем, что может пойти не по плану — и сразу закладываем варианты решений.
Зачем это нужно:
Во-первых, мы понимаем реальный объём работ — без заниженных ожиданий. Второе – управляем бюджетом и сроками, без сюрпризов на середине проекта. Срок — до 3 рабочих дней.
Дизайн
Дизайн — это то, как пользователь воспринимает продукт и взаимодействует с ним. На этом этапе разработки мобильного и веб- приложения команда определяет визуальную концепцию, собирает UI-kit и разрабатывает макеты всех экранов — со всеми возможными состояниями.
Затем команда переходит к созданию интерактивных прототипов приложения, чтобы протестировать логику и поведение интерфейса до начала разработки.
Цель — сделать так, чтобы приложение было не только красивым, но и интуитивно понятным. На всё уходит около двух недель — от 80 часов.
Разработка, интеграции, инфраструктура
Когда все макеты и сценарии согласованы, начинаются основные этапы разработки. Работы обычно идут по спринтам: команда берет определенный функционал, реализует его, показывает заказчику, получает обратную связь и двигается дальше.
Разработка делится на две части:
- Frontend — интерфейс, с которым взаимодействует пользователь.
- Backend — серверная часть, отвечающая за обработку данных, хранение и безопасность.
В зависимости от проекта могут подключаться DevOps-специалисты, которые настраивают окружение, сборку и деплой. Также на этом этапе внедряются внешние сервисы: платежные системы, карты, аналитика, авторизация через соцсети и прочее.
Задача — сделать приложение стабильным, быстрым и готовым к росту. Думаем наперед: сразу закладываем масштабируемость и совместимость с разными платформами.
На основной этап разработки уходит в среднем 160 часов — около 2 месяцев работы.
Тестирование
Протестировать продукт — значит убедиться, что всё работает стабильно, быстро и безопасно. На этом этапе разработки веб- и мобильных приложений команда тестировщиков проводит как ручные, так и автоматизированные проверки.
Тестируются:
— логика пользовательских сценариев
— стабильность под нагрузкой
— корректность отображения на разных устройствах
— работа с нестабильным интернетом или при ошибках ввода
Перед релизом проходит предфинальная проверка: соответствие требованиям сторов, тестирование на безопасность, проверка производительности. Иногда привлекаются сторонние аудиторы.
Задача этапа — найти баги до пользователей. На тесты уходит минимум неделя (от 40 человекочасов).
Релиз и поддержка
После завершения основных этапов разработки и тестирования продукт выходит в продакшн: мобильные приложения публикуются в App Store и Google Play, веб- приложения разворачиваются на продакшн-сервере или в облачной инфраструктуре. Заранее подготавливаются описания, скриншоты интерфейса, инструкции по использованию и техническая документация для клиента или его IT-отдела.
После релиза работа над проектом не заканчивается. Любое цифровое решение требует сопровождения: устранения багов, выпуска обновлений, адаптации под новые версии операционных систем и браузеров. Также заказчик может запросить доработку функциональности, подключение аналитики или изменения интерфейса на основе пользовательского фидбэка и результатов тестирования.
Что важно учесть при работе над проектом
Независимо от платформы, все проекты проходят через одинаковую структуру. Это и есть основные этапы разработки мобильных и веб- приложений: аналитика, проектирование, дизайн, разработка, тестирование, запуск и сопровождение.
Чтобы избежать потерь времени и бюджета:
— начинайте с MVP — минимального жизнеспособного продукта
— фиксируйте приоритеты и задачи на каждом этапе
— принимайте решения на основе пользовательских данных— фидбек поможет быстрее адаптировать продукт под реальную целевую аудиторию
— выбирайте проверенного IT-партнёра для разработки — опытная команда поможет избежать типовых ошибок, выстроить процесс и довести продукт до результата без лишних затрат.